ТАЙНА РАЙТОВ

Вильбур Райт, попав со своей птицей во Франц где его так давно ждали и с таким нетерпением, про роль с исключительной выдержкой и мастерством. ‘ ни как, а он оказался со своими механиками среди перников в чужом гнезде, и тягостность этого положе не могли уничтожить никакая вежливость и предупре тельность. Уже дав своим конкурентам почти два г „фору", чем последние — как мы уже видели — прекра воспользовались, бр. Райт рисковали сейчас провал все дело при малейшей оплошности и неосторожное!

Прежде всего было тщательно выбрано подходя место для полетов. Там построили сарай. В сарай то(

•венно упрятали привезенные опечатанные ящики. Кругом шставили охрану. И только тогда В. Райт начал сборку

image64

55. Аэроплан бр. Райт.—Рядом с датчиком стоит мотор, вращаю — й с помощью цепной передачи два винта за крыльями. Впереди иьев вынесен бипланный руль высоты, а сзади укреплен верти­кальный руль поворотов. Размах крыльев—’12J/2 м

)ей машины, никого не впуская внутрь и никуда не от — ыясь. Он даже спал в сарае же, на походной койке. К полю ежедневно стала собираться многочисленная Злика. Но ее терпение испытывалось долго. Вокруг

сарая ничего не было видно, и ни на какие вызывани американцы даже не откликались.

Через неделю на поле установили какую-то высоку таинственную пирамиду, с рельсом у ее подножия. Притс публики увеличился еще больше. Но В. Райт показал сво птицу не раньше, чем получил уверенность в послед» ее винтике. Конечно, и атмосферные условия выбирали самые благоприятные.

Вечером 8 августа 1908 г., когда уже стемне. белая птица была, наконец, осторожно выведена._из са[ и поставлена на тележку, стоявшую на рельсе пирами, Послышался шум мотора, замелькали два пропеллі и с падением с вершины пирамиды какого-то тяжел груза самолет получил быстрый разгон по рельсу. А’ бежав до конца рельса, птица сорвалась с теле; и вспорхнула.

Продержавшись в воздухе всего около двух МИ] В. Райт легко сел около сарая. И через пару ми аэроплан был снова в своей клетке.

Многочисленная публика, толпившаяся на мест бурно приветствовавшая американца, была удовлетвор Но пресса и многие невидевшие получили удовлетвор( только через 4 дня, после еще нескольких пробных летов, когда журналисты и фотографы были допущ< наконец, к самому аэроплану, с правом смотреть на і и фотографировать сколько угодно, но, конечно, со с гим запретом трогать что-либо руками.

И только тогда райтовская тайна выявилась уже спорно и окончательно. Миф перестал существовать, верить дальше не могли и сами заядлые скептики.

Что же по существу проделали братья-америкаї и в чем секрет их победы?

Вспомним, что Лилиенталевская школа искала прежде его устойчивости. Лилиенталь применял для этого балан — рование телом, а Шанют нашел некоторые способы тественной устойчивости самого планера. Братья Райт той же целью впервые разработали другой метод: хранять равновесие с помощью управляемых ор­но в, т. е. рулей. Правда, частично это делал раньше *х учитель Лилиенталь, когда он регулировал режим ета, оттягивая тросами кромки крыльев или хвост. > там это было вспомогательным средством, а Райты

image65

56. Аэроплан бр. Райт. Бипланная коробка (крылья) по образцу обчатого змея. Передний руль высоты служит и органом продоль­ной устойчивости.

іменили специальные органы и приспособления, удобно являемые, которых до них не было.

Прежде всего американцы ввели руль высоты — .вижную горизонтальную поверхность перед крыльями, он которой, с установкой ее под большим или мень — ї углом встречи, позволяет соблюдать продольную ойчивость и регулировать высотой полета. Такой едний руль заменил неподвижный хвост Пено, сделав [нер более легким и поворотливым, торым вопросом было обеспечить поперечную ойчивость, т. е. возможность выравнивать или, — аково, — делать боковые крены. Это было достигнуто

Занимательная авиация 113

весьма хитроумно тем, что задние кромки концов крылье! как верхних, так и нижних, — делались гибкими, при ‘ при отгибании кромок одного крыла вверх, кромка д того крыла отгибалась вниз. Такое перекашивай

image66

Рис. 57. Схема рулевого управления в самолете бр. Райт. Концевые части крыльев соединены тягами А — А и В — В, пера тыми через ролики. К тяге В—В прикреплен в точке Т изогнуты! чажок, соединенный с рулевым рычагом Л (в точке П). С уклоне ручки Л, напр., влево, концы правых крыльев подгибаются ви через тягу А — А увлекают концы левых крыльев вверх; такое nti шивание крыльев и обусловливает возможность регулировать бок устойчивость. Другая тяга С от того же рычага Л управляет с поки коромысла К перекладываниями заднего поворотного руля. Второ левой рычаг (отсутствующий на схеме) управляет уклонениями по ностей переднего руля высоты.

крыльев изменяло В лету положение поперечной самолета, а именно: крыло с опущенными кром

увлекалось вверх, а другое крыло, наоборот, (см. рис. 57).

Наконец, при введении третьего управляем органа — руля поворотов — бр. Райт не менее хі

о сочетали управление этим рулем с приводом, пере» ивающим крылья. Благодаря этому сильно облегчилось хождение самолетом по кривым (виражи), так как на оротах, при накренении, парализовалось влияние цен — бежной силы.

Подпись:image67"Введя это троякое управление еще на планере, амери- ы в совершенстве научились владеть сделав одной осенью 1902 г. около ячи полетов. Они добились глиссад (льностью до 600 м, с виражами, не стес-

ісь летать при сильном ветре до 15—18 м/с. В 1903 г. (имели рекорд продолжительности парения в 1 м. 12 с., О] другие добились лишь много лет спустя.

I о кроме того, Райты блестяще разрешили еще одну №у, перед которой в те годы стояли в тупике их (шйские конкуренты: они сами сконструировали себе ®й авио-мотор, по образцу автомобильного, заказывая I ьные части его, для сохранения тайны, разным грским. Первый мотор их имел мощность всего

16 л. с. при весе в 63 кг, а второй —1904 г.— Ь в 28 л. с., при весе около 100 кг. И эти моторы, і всех их прочих недостатках, прекрасно выполнили с назначение, обеспечив самолету самостоятельную т в воздухе, со скоростью передвижения около 60 км в1

Вместе с установкой мотора Райтам пришлось а стоятельно же решить вопрос о взлете и посадке. Чт не отяжелять самолет, они придумали „катапульту": общение начальной скорости по рельсу за счет падаюс груза (см. рис. 58). Садилась же их птица прямо на поле где не было ни рессор, ни иной амортизации, почему поа очень часто сопровождались поломками. Сохраняя чала и на аэроплане лежачее положение пилота, каї было в планере, бр. Райт перешли затем к положе сидя, когда стали готовиться к представлению само американскому правительству.

Первое опробование бр. Райт их аэроплана в воз было 17 декабря 1903 г. Осенью 1905 г., т. е. за года до французов, они действительно совершили ті лучасовые полеты, о которых оповестили Европу.

Итак, вот заслуга и секрет успехов бр. Райт. Бу одновременно исследователями и мастеровыми, кона торами и пилотами, они в совершенстве облетали плі обеспеченный управляемой устойчивостью, и, лично і струировав легкий мотор, создали первый в мире пр ческий годный аэроплан.